Печать
b_150_100_16777215_00_images_madkar_1.jpg

Премьера спектакля состоялась 23,24 сентября 2018 г. Продолжительность спектакля 2 ч.40 мин с антрактом. Спектакль на алтайском языке с синхронным переводом на русский язык.

 

Постановочная группа:

Автор идеи – ДИМАН БЕЛЕКОВ, народный писатель Республики Алтай

заслуженный работник культуры Российской Федерации,

 

Режиссёр-постановщик –АНДРЕЙ БОРИСОВ,

народный артист Российской Федерации, лауреат Государственный премий СССР, РФ и РС(Я),Национальная премия«Золотая маска»

«За вклад в развитие театрального искусства России»

 

Режиссёр-балетмейстер –АЙАНА ШИНЖИНА,

 заслуженная артистка Российской Федерации,

Почётный гражданин Республики Алтай

 

Режиссёр, педагог по пластике – МАРИЯ МАРКОВА,

Отличник культуры Республики Саха (Якутия)

 

Художник-постановщик – МИХАИЛ ЕГОРОВ,

заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)

Национальная премия “Золотая маска”

 

Художник – ВАЛЕРИЙ ТЕБЕКОВ,

 заслуженный художник Российской Федерации

 

Художник по костюмам – САРДАНА ФЕДОТОВА,

Отличник культуры Республики Саха (Якутия)

 

Композитор –АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ,

заслуженный артист Республики Алтай

 

Автор инсценировки – ТАТЬЯНА ЕГОРОВА,

Отличник культуры Саха (Якутия)

 

Действующие лица:

 

Маадай-Кара

 

 

АЛЕКСАНДР МАЙМАНОВ,

заслуженный артист РФ

Алтын-Тарга

 

 

ВЛАСТА  ТЫСОВА,

заслуженная артистка РФ

Кöгÿдей-Мерген

 

 

ВАДИМ  ДЕЕВ

Кöгÿдей-Мерген в детстве

 

ДАНИАЛ МУРАТОВ

Табунщики-богатыри

 

ЭМИЛ КОЛБИН,

ИГОРЬ ТАЗРАНОВ,

АЙДАР УНАТОВ

 

Удильщики

АЛЕКСЕЙ СИНЬКОВ

АЙДЫН БАДЫКИН

СЕРГЕЙ МАЙНАКОВ

 

Тастаракай

ЕВГЕНИЙ ПАПИТОВ,

заслуженный артист РА

 

 

Кара-Кула Каан

 

АРЖАН ТОВАРОВ,

заслуженный артист РА

 

Абраам Моос Кара Таади

 

ЭЛЬМИРА ЧЕЛТЕНОВА

Кува Кайчы

 

ТИМУР КЫДЫКОВ

Хозяйка Алтая

 

ИРИНА МАЙМАНОВА,

заслуженная артистка РА

 

Златокаменные горы Алтая, 

Семь наама,

Богатыри,

Стражи Кара Кула Каана

 

АЛЕКСЕЙ СИНЬКОВ

АШИНА ТОРЛОМОЕВ

АЙДЫН БАДЫКИН

АЛЕКСАНДРА СУХОВЕРКОВА

ИРИНА КАРПОВА

ЧИНГИЗ СОРТОЕВ

СЕРГЕЙ МАЙНАКОВ

Чёрный богатырь, наама

 

ВЯЧЕСЛАВ СМИРНОВ

Небесные Маралухи

        

АЛИНА ПОПОШЕВА

АЛЕНА ШУМЕЙКО

МАРГАРИТА ГРИНЬ

Маралёнок Андалбаа

 

 

РОКСАНА САРГАТЫТОВА

Эрлик Бий

ИГОРЬ ТОДОШЕВ,

заслуженный артист РА

 

Ай-Каан

 

НИКОЛАЙ БАГЫРОВ,

заслуженный работник РА

Супруга Ай-Каана

НИНА ЮДАНОВА,

заслуженная артистка РА

Алтын Кÿскÿ

 

АРУНАЙ ТАЗРАНОВА

Синяя корова

 

АНАСТАСИЯ КОНЦЕВАЯ

Вороны, сороки

ВЕРА СУМАЧАКОВА,

заслуженная артистка РА

АЛЕКСАНДРА СУХОВЕРКОВА
АНАСТАСИЯ КОНЦЕВАЯ

 

Народ -

ИРАИДА ОХРИНА,

заслуженная артистка РФ

ВЕРА СУМАЧАКОВА,

заслуженная артистка РА

СВЕТЛАНА ЧЕЛЬЧИКОВА,

заслуженная артистка РА

АННА ТОВАРОВА,

заслуженная артистка РА

РОКСАНА САРГАТЫТОВА

АЛИНА ПОПОШЕВА

 

  

Песнь 1. РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ

 

С первых же минут театрального действа ритмическая вибрация алтайского сказания погружает зрителя в эпическое пространство «Маадай Кара». Алексей Калкин в зачине эпоса создаёт незримые, но вечные образы  Древа жизни Бай Терек, великого  и могучего богатыря Маадай Кара и его почтенной супруги Алтын Тарга.

Сон богатыря в эпосе – это метафизическое состояние, которое становится причиной бедствий космического масштаба. Во время сна Маадай Кара народ его разбрелся, расшатался и не заметил,  как на него наступает грозный Кара КулаКаан. Маадай Кара понимает то, что он стар и не может отстоять свой народ перед натиском кровожадногокаана.

В это время небо посылает ему долгожданного сына. Его супруга Алтын Тарга приносит ему дитя. Маадай Кара понимает, что единственной надеждой для него станет спасение сына.  Он оставляет мальчика, доверяя его судьбу вечному страннику Тастаракаю, духам гор и зеленым березам. КараКулаКаан пленяет Маадай Кара, Алтын Тарга, народ  и уводит их на свои черные земли.

Статуарные позы актеров, широкие жесты, монологи восходят к традициям древневосточного храмового театра.Аил – это храм,  сказительв нем –священнослужитель,  эпос – это сокровенный текст.

 

Песнь 2. ОСВОБОЖДЕНИЕ МААДАЙ КАРА

 

Во второй части перед  зрителями возникает полотно, которое становится своеобразным иконостасом  величественных образов алтайской мифологии. Хозяйка Алтая – душа земли, Вечный странник Тастаракай – совесть народа, семь нам – духи гор, хранители земных тайн и вечных знаний, прекрасные создания небесные маралухи, Когудей Мерген – герой-спаситель, Алтын Кюскю – краса земли, Маадай Кара – отец народа, почтенная госпожа Алтын Тарга – сердце  народа, Кара Кула Каан, Абраам Моос Кара Таади, Эрлик Бий  – гроза всемуземному и живому. Эпические герои воплощают в себе категории прекрасного и ужасного алтайского народа, становятся его эстетическим идеалом. 

Мотивы пазырыкской художественной культуры, использованные в декорациях и костюмах, свидетельствует о древнем происхождении  эпоса,  кай в исполнении актеров – голос предков, дошедший до наших дней.

Хозяйка Алтая находит в горах колыбельку с ребенком. Ребёнок, вскормленный молоком Синей коровы, обладает богатырскими способностями, растёт не по дням, а по часам. После сражения первого врага – чёрных волков – Хозяйка Алтая понимает, что это оставленный Маадай Карасын и открывает молодому богатырю тайну его происхождения, нарекает его Когудей Мергеном, подаёт снаряжение и богатырского коня.  Когудей Мерген на пути к землям  Кара Кула Каана, сражает Черных удильщиков, Черных богатырей, перепрыгивает Ядовито-желтое море, проходит Врата смерти и находит своих родителей.

Родители счастливы узнать о том, что их сын жив. Затем Когудей Мерген отправляется к семи намам, у которых он узнает о тайне смерти Кара Кула Каана. Смерть негодного  хранится в животе Небесной маралухи.  Маралёнок Андалбаа соглашается  помочь молодому богатырю и призывает своим криком Небесных маралух. Маралухи спускаются с небес и отдают Когудей Мергену смерть Кара Кула Каана.

С ним герой  отправляется на земли жестокого каана и сражает его. Абраам Моос Кара Таади желает выйти замуж за Когудей Мергена и продолжить свое существование на земле. Но Когудей Мерген прогоняет её в Нижний мир

 

Песнь 3. ПОБЕДА НАД ЭРЛИК БИЕМ

 

В третьей части идет повествование о приключениях отважного Когудей Мергена и его шести друзей на земле небожителя Ай Каана. Достойно проходя испытания Ай Кана и препятствия Абраам Моос Кара Таади, Когудей Мерген добивается руки красивейших из невест Алтын Кюскю.

Когудей Мерген женится на Алтын Кюскю. Родители жениха и невесты, освобожденный народ  радуются великому событию. Но недолго длится счастье молодых:Абраам Моос Кара Таади похищает лунную девушку Алтын Кюскю, уносит души Маадай Кара и Алтын Тарга к Эрлик Бию, а самого богатыря пленяет. Трое  верных друзей спешат к нему на помощь. Кара Таади не унимается и пытается с помощью перевоплощения обмануть КогудейМергена. Герой разоблачает черную соблазнительницу и убивает ее, сражает Эрлик Бия и его войско с помощью одной стрелы. Народ торжествует. Вечное Древо жизни Бай Терек расцветает.

 Герои отправляются на небо, превратившись в звезды. Лишь только сказительское искусство, бережно пронесённое через сонмы столетий,и вечные горы Алтая хранят память о событиях давно минувших лет.

 

b_150_100_16777215_00_images_madkar_2.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_3.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_4.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_5.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_6.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_7.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_8.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_9.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_10.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_11.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_12.jpg b_150_100_16777215_00_images_madkar_13.jpg

Просмотров: 6791